Главная Родителям Из книги Асмолова А.Г. "Оптика просвещения: социокультурные перспективы"
Из книги Асмолова А.Г. "Оптика просвещения: социокультурные перспективы" PDF Печать E-mail
Автор: Анатолий Чургель   
18.10.2013 22:26

Asm

«ОПТИКА ПРОСВЕЩЕНИЯ: социокультурные перспективы» (Издательство «Просвещение», 2012)

Уважаемые коллеги. Читая с карандашом в руках, сделал эти выписки, которые, быть может, окажутся интересны и Вам. (А.Чургель)

 

С. 52.

Из теории А.Н. Северцова об изменении образа жизни как основе прогресса эволюционирующих систем вытекает, что именно в системе элемент приобретает ресурс роста разнообразия – возможность для вариативности.

В.А. Вагнер обнаружил следующую закономерность эволюции: чем выше развито то или иное сообщество, тем большую вариативность имеют входящие в него особи.

С. 55.

Необходимо учитывать … работы, в которых воображение рассматривается как эволюционный механизм создания индивидуальностью новых миров, опробования новых путей развития.

С. 65.

Поскольку индивидуальность, своим бытием несущая в культуру вариативность, разнообразие,  творчество, вольномыслие и прочий «хаос» - основной разрушитель тоталитаризма и заклятый враг централизованной системы.

С. 83.

Как правило, стрелка барометра ксенофобии начинает …смещаться тогда, когда нарастание социально-экономической нестабильности в обществе пробуждает национальные и религиозные предрассудки, унаследованные исторической памятью народа и ждущие в коллективном бессознательном своего часа… В периоды социальных катаклизмов и экономических кризисов, политической и интеллектуальной конкуренции фанатичные предрассудки могут как стихийно оказывать влияние на поведение людей, так и преднамеренно употребляться различными лидерами и группами для достижения своих целей.

С.96.

Нынче мы находимся в уникальном котле варящихся мировоззрений – они могут прорасти, а могут бесследно сгинуть.

С. 98.

Сегодня у нас дефицит поставщиков изменений.

С.102 - 104.

Проанализировав модели успеха, практикуемые у нас сегодня, прежде всего необходимо осознать, что мы – страна, влюбленная в кризис, влюбленная в неудачи; такая страна всегда - слепая… Социальная политика России сегодня – это прямое бегство от ценности успеха….

Нельзя работать с молодежью, как с собакой, которая выделяет слюну… Если молодежь не будет воспринимать соцсоревнование или любой другой вид конкуренции как главную модель успеха, то мы перейдем к солидаристической культуре…где в спектакле нет финала, и это прекрасно, где нет логики выживания, где главная логика – Жизнь….

Мало того, что сегодня в своем государственном строительстве страна идет по модели влюбленности в неуспех – мы еще и подталкиваем к этой модели молодежь, оснащаем нашу культуру бюрократическими органами работы в неуспешной ситуации. Например, Министерство социальной защиты – мы только защищаемся, а не развиваемся… Нам нужен кризис! Все властные структуры мы делаем кризисными.

С. 113.

В этом смысле мы имеем сейчас абсолютно локальные манипуляционные проекты: движение «Наши». «Местные» и прочее. Масштаб их мал…, а идея предполагает непременно «не наших» и «не местных», т.е. врагов. Такой мотивационный абсурд и поведение этих групп приводят к тому, что власть сама множит себе оппозицию.

С. 126.

Пора раз и навсегда осознать, что воздержание от обсуждения проблем патриотизма и русского языка в государственной политике приводит по меньшей мере к трем ошибкам – политической, психологической и исторической.

С.138.

В современном мире конкурентоспособность стран с постиндустриальным уровнем развития определяется доступностью и качеством образования…. Даже беглый анализ места и функций сферы образования в российском обществе показывает, насколько тезис о приоритетности образования расходится с социальной действительностью.

С. 143.

В результате общество спрашивает с образования не только и не столько за его вклад в обучение детей, сколько за те негативные эффекты, которые являются следствием дефектов всех институтов социализации….  Если государство и общество по отношению к образованию явно или неявно занимают социальные позиции потребителя и клиента, то взаимодействие между ними и образованием устанавливается по принципу прагматичного обмена («ты – мне, я – тебе»). Вследствие этого складывается оппозиция «мы – они», затрудняющая отношения социального партнерства между бизнесом, семьей, обществом и государством. В этой социально-исторической ситуации и нарастают риски формирования общества негативной идентичности, представленного поколением, «не знающим родства» .

С. 150.

Подростки, отвечая на вопрос о том, какое отношение в современной России распространено к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам, на первое место поставили агрессивный национализм (18,6%), затем расизм (17,1%), дискриминацию (16,4%), насилие (14,7%), нетерпимость (14,4%), терроризм (13,4%). Только около 2% подростков считают, что ни одно из перечисленных явлений не распространено по отношению к указанным меньшинствам. Поразительно высок и процент школьников, которым безразлична эта проблема (28,2%). Настораживает также тот факт, что более трети опрошенных подростков с безразличием относятся к любым неформальным молодежным группам, в том числе и к скинхедам.

С.170 .

Культура достоинства гораздо более готова, чем культура полезности, к преодолению социальных катаклизмов, выходу из кризисов в драматическом процессе человеческой истории… Культуре полезности не нужны личности и науки, ориентированные на то, что стоит за каждой личностью – изменчивость, вариативность, непредсказуемость. …Одна из травм, нанесенных культурой полезности  нашему сознанию, как раз в том и заключается, что ценности личности не оцениваются как путеводная нить, способная вывести общество из кризиса…

С.181. Культура, ориентированная на полезность, как всегда, стремится к равновесию, к самосохранению, всегда озабочена тем, чтобы выживать, а не жить. Культура полезности как-то приспосабливает одаренность к себе, «натаскивая» ее на исполнение внешне заданной жизненной роли. Именно поэтому главный, определяющий атрибут культуры полезности – культ всевидящего и всенаправляющего центра…

С. 195.

Мир развивается прежде всего постольку, поскольку находятся системы, поддерживающие индивидуальность, поддерживающие вариативность… Любые разговоры об образовании как о селекции к усреднению – это не просто ошибка…Образование стало – как это ни парадоксально – уникальным социогенетическим механизмом (и это резко я говорю впервые), либо поддерживающим вариации, либо гасящим их… Образование сегодня – это система безопасности России… Перед нами – осознанный процесс  «вымывания мозгов»…

С. 215.

В результате и происходит, по меткому замечанию классика культурно- деятельностной психологии А.Н. Лонтьева, обнищание души при обогащении информацией… обучение в школе – это снабжение ответами без поставленных учеником вопросов…

С. 219-222.

Грустные последствия сведения сути личности к ее индивидуальным знаниям и переживаниям трудно переоценить. Одним из последствий такого понимания является подмена в школе воспитания обучением, иллюзия о том, что воспитать – значит объяснить….Вера, совесть, честь, бессовестность – все это смысловые установки личности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках, а не достаются в наследство от родителей и не передаются посредством самых правильных слов… А это значит, что … никакими инструкциями, объяснениями глубинные смысловые установки личности перестроить нельзя.

С. 241.

Одним из путей к разгадке «японского чуда» являются те резкие изменения в системе образования, которые имели место в послевоенной Японии…. Соединенные Штаты Америки начала 1960-х годов. Среди американцев, потрясенных первыми полетами русских спутников, приобретает популярность шутка: «Или мы срочно должны заняться физикой и математикой, или нам всем придется… учить русский язык»… По признанию американских специалистов, в совершении качественного скачка США в области точных и естественных наук немалую роль сыграла программа поиска одаренных детей «Мерит».

С. 251.

В старой австрийской армии был специально введен орден Марии Терезии для награждения тех, кто добился успеха вопреки приказу.

С. 264.

Наша беда заключается в том, что мы создавали и внедряли предустановленные концепции воспитания «конечного человека», игнорирующие то обстоятельство, что нравственные качества человека порождаются процессами развития линии человека в контексте совместного потока деятельностей… выбора своего собственного «Я»… Воспитание – это именно выделка личности, а не «формовка». У нас же воспитание было скорее «формовкой».

С. 266.

Чаще всего правительство России работает, как «всадник без головы», ибо культивирует управление без мотивации, управление без идеологии… У нас полная глухота не просто к воспитанию, а вообще к мотивации человеческой жизни.

С. 274.

Ведущие психологи и педагоги России не раз подчеркивали, что главная задача школы – УЧИТЬ УЧИТЬСЯ. Но их голоса были слабо услышаны… Развитие способности к обучению ученика начинается с развития способности к обучению учителя.

С. 292.

Мы с вами можем придумывать любые системы, но педагогика должна перейти  от систем к судьбам… Развитие свободной личности – это обеспечение духовной эволюции личности. Свободный человек – это такой человек, которым трудно управлять. Свободный человек тот, кто имеет свою нравственно-целую позицию. Свободный человек выше адаптации. Он живет «поверх барьеров» (если использовать поэтический троп Пастернака»). Педагогика сотрудничества – педагогика ращения личности поверх барьеров…это – педагогика гражданского общества, поскольку  гражданское общество состоит из личностей, а не из роботов, не из конформистов или адаптантов. .. Сегодня управленческие отношения, отношения  между обществом государством и образованием строятся в опасной логике обмена, а не сотрудничества.

Отношения к образованию должно определяться тем, что оно играет в обществе уникальную роль – роль раствора культуры. В этом контексте педагокика сотрудничества – это … проект строительства в нашей стране гражданского общества. ..а сфера образования – ключевая интеллектуальная и ценностно-духовная сфера жизни общества, которая ведет за собой развитие общества и определяет ценностные горизонты нашей культуры.

С. 307.

Мы играем почти по всей стране в Единый государственный экзамен (ЕГЭ), подменяя, как это обосновал Д.Б. Эльконин, грубым отбором, построенным на оценке репродуктивного воспроизведения стандартных знаний, столь необходимую нашей школе диагностику развития личности и обеспечения контроля за ходом развития школьника. .. стратегия воспитания подрастающего зависит от решения такого «простого» вопроса, как вопрос о проектировании идеологии общества, то есть о политическом моделировании образа потребного будущего России.

С. 313.

Формула «научить учиться» становится главной стратегией в жизни школы. Проектировать универсальные учебные действия ….это значит… не превращаться в репродуктивных хомяков, которые за щеками носят знания.

С. 316.

Начальная школа – это школа, в которой у ребенка рождается главное новообразование – вера в себя. Если мы не добьемся этого, то… мы и дальше будем плодить невротиков, тех, кто не доиграл в детстве.

Моя мечта, ради которой я вместе с коллегами участвовал в разработках образовательных стандартов нового поколения, состоит в том, чтобы появилось поколение людей, не знающих страха, в том числе страха перед властью…Чтобы народились люди перспективы, а не ретроспективы.

С. 325. У нас сегодня сложилась следующая ситуация: государство хаотически ищет, куда, к каким идеалам идти. Оно мечется между различными моделями тоталитаризма, религиозного государства и эмбрионами либеральных сценариев развития общества…Первый и серьезный риск, которого следует избежать, - это монополизация духовности той или иной конфессией… Но духовность и религиозность – это «две большие разности».

С. 329.

Шок настоящего – драма отставания учителей от учеников в области овладения информационными технологиями…но…Любая «догоняющая модернизация» образования опасна тем, что сама по себе установка «догнать и перегнать» другие страны сужает возможности прогнозирования будущего из-за такого социально-психологического синдрома, как синдром «гипноза спины». Суть этого синдрома состоит в том, что человек, видящий перед собой спину бегущего впереди соперника, неизбежно повторяет его ходы и ошибки. В результате человек оказывается «слепым» по отношению к другим сценариям развития будущих событий в ситуации «шока настоящего»… Поэтому перед нами стоит задача проектирования такого варианта образования, в котором бы личность воспринимала перемены как норму и не переживала «шока настоящего».

С. 343.

Отношение школы к одаренным детям, впрочем, как и к детям с трудностями развития,  - это своего рода лакмусовая бумажка готовности любой национальной системы образования к переменам, к тем вызовам, которые предъявляет к системам образования общество… В условиях информационной социализации будет нарастать вероятность появления целого поколения интеллектуальных акселератов….Только преодолев разобщенность представителей различных профессиональных сообществ – учителей, педагогов вузов, ученых, предпринимателей, управленцев и политиков, мы сумеем полноценно решить задачу по созданию национальной программы «охотников за головами».

С. 351.

У детей стали нарождаться особые социальные нормы- «нормы доноса» на своих родителей. И получается, что вместо «возлюби ближнего своего…» мы строим в сознании целого поколения детей и подростков совсем иную заповедь: «донеси на ближнего своего»…

С. 363-364.

В тоталитарных культурах образование унифицируется, порождается «строевая педагогика», а в культурах, нацеленных на свободу, растет разнообразие образования, и тогда образование выступает как механизм поддержания эволюционного разнообразия общества….Вариативность и стандартизация в образовании не должны противоречить друг другу, это две стороны одного процесса.

С. 365-366.

…никогда не надо ставить перед кошками собачьи задачи. Но  мы действуем как раз в этой логике, когда молимся рейтингам, переводя тесты из одной культуры в другую.

Надо искать вариативы, выходя за пределы привычных схем и представлений. Только так у нас появится видение перспектив, основа движения к будущему – к обществу «единства разнообразия».

С. 371

…вариативность образования – лакмусовая бумажка колебаний регресса и прогресса в образовании, мерилом того, имеем ли мы дело с модернизацией образования или с игрой в модернизацию, за которой стоит возврат к поголовной стандартизации образовательных программ и обезличиванию подрастающих поколений.

С. 376.

Все эти линии развития практической психологии как методологии вариативного образования – это не только история, а сегодняшний и, все еще надеюсь, завтрашний день образования России…

Как объяснить управленцам смертельную опасность профилизации школы, ограничивающую профессиональную и социальную мобильность личности?

С. 380.

В учебниках и образовательных программах преобладает изложение истории развития человечества, разных стран и цивилизаций как истории конфликтов, войн, что невольно способствует формированию оценки силовых способов решения конфликтов как социальной нормы.

Abch

Обновлено 31.10.2013 23:30
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

 

Информация

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Вы хотите улучшить "погоду в доме", поддержать семейный очаг, не прибегая к приворотам и прочей "магии", заполонившей электронные и печатные СМИ? Уверяю, что наши специалисты - педагоги, психологи, литераторы... способны творить настоящие чудеса.

Кроме того, для Вашего ребенка (и даже для взрослых!) мы можем  создать собственную, индивидуальную сказку, качественно напечатать ее, доставив в заранее оговоренное время. Такая сказка станет настоящей семейной реликвией.